20 сентября по инициативе Ассамблеи народа Казахстана по всей республике прошел очередной общереспубликанский диктант по казахскому языку на тему «Астана бейбітшілік бесігі».В просветительской акции АНК приняли участие более 300 тысяч граждан многих национальностей во всех регионах страны.

В этом году общереспубликанский тотальный диктант был приурочен к празднованию Дня языков народов Казахстана, который два десятилетия назад Указом Президента РК объявлен общим праздником всех граждан Казахстана и с тех пор широко отмечается по всей республике. Все эти годы главная цель праздника остается неизменной: «воспитание любви и уважения к родному языку и своей стране, расширение знаний о языках и традициях разных национальностей…»

Ту же высокую цель преследует и ставшая уже регулярной образовательно-просветительская акция АНК – общенациональный диктант по казахскому языку, который одновременно писали по всему Казахстану более 300 тысяч человек.

В их числе – руководители и активисты региональных отделений Ассамблеи народа Казахстана, депутаты Парламента, представители всех этнокультурных объединений. И, естественно, десятки тысяч школьников, студентов, учащихся колледжей всех национальностей.

Участники диктанта, вне зависимости от возраста, социального статуса, этнической принадлежности, получили отличную возможность проверить свой уровень знаний казахского, грамотного правописания на государственном языке.

Уже предварительные итоги диктанта продемонстрировали рост интереса граждан к изучению казахского языка, совершенствованию своих познаний и навыков его использования. И этот интерес, как и уровень знаний в языковой сфере год от года растет.

Всего по Казахстану в общенациональном открытом диктанте приняли участие 395 549 казахстанцев. Из них более 120 тысяч человек (почти 30%) написали на «отлично», около 45% получили оценку «хорошо», удовлетворительные оценки получили 25% участников.

Более 82% участников составили школьники, более 10% (42 929) – студенты. Количество государственных и гражданских служащих составило 9 994 человека (2,52%), а представителей этнокультурных объединений – 6 664 человека (1,68%).

Помимо этого, в написании диктанта участвовали около 6 700 представителей других национальностей, для которых казахский язык не является родным.

Только в одной Карагандинской области около 40 тысяч человек попробовали свои силы во владении государственным языком и приняли участие в общеказахстанском открытом диктанте. Здесь он проводился в рамках проекта «Мың бала» Ассамблеи народа Казахстана. В зале карагандинского Дома дружбы в этот день собралось около 50 участников мероприятия. Возраст пишущих не ограничивался, потому на диктант пришли и школьники младших классов, и старшеклассники, и студенты, а также государственные служащие, общественные деятели, члены этнокультурных объединений и даже их председатели. Выяснить собственный уровень владения государственным языком пришли и руководители немецкого, таджикского, татаро-башкирского и других ЭКО области.

Проект «Мың бала» был запущен Ассамблеей народа Казахстана несколько лет назад и успел зарекомендовать себя как эффективный способ изучения государственного языка и его пропаганды. Программа проекта построена с учетом опыта международной практики «культурно-языкового погружения» так, что все участники практически полностью погружаются в культурную и языковую среду: смотрят фильмы и мультфильмы на государственном языке, защищают творческие проекты, ставят театрализованные представления, участвуют в конкурсах и соревнованиях. Таким образом, инициаторы проекта намерены обучить тысячи детей различных этнических групп государственному языку по методике ускоренного обучения языкам «Тілдарын» с помощью инновационных методических комплексов и передовых языковых методик. Это начинание переросло в мощный культурологический проект, в котором уже приняли участие более 1,5 миллиона человек по всей республике. Но главное здесь - не просто выступить на том или ином мероприятии, а именно освоить язык по лучшим оптимальным методикам, разработанным учеными и преподавателями ассамблеи. Основной задачей проведения диктанта в области, как и по всей республике, стала проверка личной грамотности, поднятие престижа государственного языка и популяризация национальных ценностей. Диктант в этот день писали в школах, библиотеках, вузах по всему региону. Текст, посвященный 20-летию столицы, стал известен лишь накануне его написания и был прислан из Астаны. В Доме дружбы готовые работы оценивала специально приглашенная комиссия, в состав которой вошли преподаватели казахского языка и литературы из ведущих школ города - «Бiлiм-инновация» лицеев-интернатов и специализированной школы-лицея информационных технологий. Члены комиссии признались, что текст диктанта весьма сложный, предназначенный для школ с государственным языком обучения, и довольно объемный, а потому критерии оценки допущенных ошибок были достаточно лояльны, но общие требования оставались высокими.

Член молодежного крыла таджикского этнокультурного центра Саадиаллах Норматов в тотальном диктанте принимает участие впервые. - Наш Президент говорит о том, что каждый гражданин Казахстана может и должен владеть тремя языками, - поделился студент четвертого курса Высшего политехнического колледжа. - Я хочу стать именно таким казахстанцем, поэтому уделяю языкам особое внимание. Этот диктант проводится для того, чтобы привить любовь к изучению государственного языка, и я хочу узнать свой уровень владения им. Считаю, что в наших детских садах, школах и вузах применяются очень хорошие и результативные методики, чтобы учащиеся могли владеть языками. На своем примере могу сказать, что никогда не обращался к репетиторам за дополнительными уроками, но казахский и английский языки знаю неплохо. Кроме русского, мы дома разговариваем и на своем родном языке - таджикском, однако, к сожалению, я знаю только разговорный. Очень хочу, чтобы в скором времени при центре открылась языковая школа, где дети и взрослые смогут полноценно изучать свой язык, чтобы не забывать исторические корни и свою культуру…

Как отметил Глава Государства в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», «особенность завтрашнего дня в том, что именно конкурентоспособность человека, а не наличие минеральных ресурсов, становится фактором успеха нации. Поэтому любому казахстанцу, как и нации в целом, необходимо обладать набором качеств, достойных XXI века». Язык, как незаменимое средство восприятия культуры, истории, традиций коренного народа в современных условиях становится универсальным ключом для повышения личностной конкурентоспособности, реальным «фактором успеха». Наверняка, все успешные участники общенационального диктанта подтвердят это собственным примером - в самом недалеком будущем.