День машиностроителя был установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года № 3018-Х «О праздничных и памятных днях». Также этот профессиональный праздник вошел в число 46 праздничных дат, которые утвердил 31 октября 2017 года премьер-министр Республики Казахстан Бакытжан Сагинтаев. Было подписано постановление правительства РК №689 «Об утверждении перечня праздничных дат в Республике Казахстан».

День машиностроителя в Казахстане принято праздновать в последнее воскресенье сентября. В текущем году этот праздник выпал на 30 сентября. Кроме того, его празднуют и в России, Белоруссии, Кыргызстане и других странах бывшего СССР. День машиностроителя является профессиональным праздником, но не относятся к государственным праздникам Казахстана, поэтому этот день является официальным рабочим днем. Его празднуют внутри коллективов, внутри профессиональных сообществ, это торжественный и праздничный день для всех рабочих и инженеров машиностроительной отрасли экономики. В этот день организуются праздничные мероприятия на заводах, застолья, концерты, конкурсы, торжественные выступления и награждения почетных работников.

Машиностроительная отрасль для Республики Казахстан играет огромную роль, впрочем, как и для любого другого современного государства. Это базовая отрасль экономики страны, тесно взаимосвязанная с другими ведущими отраслями, обеспечивающая их устойчивое функционирование и наполнение потребительского рынка, являющаяся основой развития технологического ядра промышленности. Эта отрасль включает в себя и автомобилестроение, и станкостроение, создание и ремонт оборудования, ядерные реакторы, подводные лодки и космические корабли.

Производя всевозможное оборудование, машины, станки, приборы, а также товары для населения, машиностроение обеспечивает стабильность деятельности агропромышленного комплекса, энергетического и металлургического секторов, транспорта и других ключевых отраслей экономики. В процессе индустриализации акцент в промышленности постепенно смещается в сторону обрабатывающей промышленности, хотя уровень ее развития на данный момент остается относительно невысоким. Устойчивое развитие и надежное функционирование машиностроения во многом определяют энергоемкость и материалоемкость экономики, производительность труда, уровень экологической безопасности промышленного производства и, в конечном итоге, экономическую безопасность страны.

На сегодняшний день в отрасли машиностроения Казахстана есть множество системных проблем, которые связаны с недостаточным уровнем инвестиционной привлекательности отрасли и низким уровнем конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также дефицитом квалифицированных кадров. Ведь кадровый состав необходимо постоянно обновлять, отличные специалисты еще со времен СССР уже вышли на пенсию, а те кто нет, их очень не много, да и отрасль обновляется и совершенствуется. В этой связи требуется «свежая кровь», молодые специалисты, выросшие в наш век, знакомые с современными методами работы, и готовые работать с современными разработками в разных отраслях машиностроения, в частности. Машиностроительная отрасль обновляется – специалист развивается. Но не для кого ни секрет, что Казахстанские ВУЗы предлагают не так много технических специальностей с уклоном на вышеописанную отрасль, да и молодое поколение сейчас находит модными и привлекательными совсем другие виды профессионального развития, ввиду того, что отрасль не достаточно высокооплачиваема и весьма тяжелоемка.

Основная концентрация отрасли машиностроения базируется в трёх регионах республики - Карагандинской области, городе Алматы и Восточно-Казахстанской области. От ее уровня развития зависят многие показатели ВВП Республики Казахстан, обороноспособность государства, производительность труда в отраслях хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства. Машиностроение - это отрасль, от успешного развития которой зависит благополучие всех остальных промышленников. Сейчас в республике существует «Союз машиностроителей Казахстана», в него входит значительная часть предприятий, занятых в той или иной отрасли машиностроения. Это объединение призвано способствовать интеграции предприятий, координации их деятельности, продвижению продукции на внутреннем и внешнем рынке. Предприятия «Союза машиностроителей Казахстана» активно сотрудничают с партнерами из стран входящих в Евразийский экономический союз. Кроме прочего, предприятиями обсуждается вопросы и проекты внутреннего и международного сотрудничества. Участниками «Союза машиностроителей Казахстана» являются такие компании как: АО «Национальная компания

«ҚазМұнайГаз», АО «Национальная компания «Қазақстан Темір Жолы», АО «Национальная компания «Казахстан Инжиниринг», АО «Қазақтелеком», ТОО «Format Mash Company», АО «Агромашхолдинг», АО «Усть-Каменогорский Арматурный Завод», ТОО «Машзавод №1», АО «Алматинский завод тяжелого машиностроения», ТОО «Казахстанский трубный завод», АО «Западно-Казахстанская машиностроительная компания», ТОО «Жигермунайсервис», ТОО «Петропавловский трубный завод», АО «Машзавод им. Кирова С.М.», ТОО «Almaty Engineering Solutions», АО «Локомотив құрастыру зауыты», Филиал Корпорации «Дженерал Электрик» в Казахстане, АО «Кентауский трансформаторный завод», ОЮЛ «Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» и многие другие.

Казахстанское машиностроение является важнейшей отраслью, обеспечивающей в экономике страны как переход к новым технологическим укладам, так и развитие уже распространенного четвертого уклада. Но в Республике с ее огромными территориями и недостаточно большим количеством населения, невозможно развивать все отрасли машиностроения сразу, так чтоб все на самом высоком уровне. Поэтому перед нашей страной в ближайшем будущем стоит непростая задача по выбору самых наиважнейших направлений развития отрасли, и судя по мировым и внутристрановым тенденциям, - это нефтяная, сельскохозяйственная, горно-металлургическая и транспортная.

Сегодня, также как развивается суверенный Казахстан, так и вместе с ним развивается машиностроительная отрасль!