Султанмахмуд Торайгыров – павлодарский поэт, просветитель, сегодня исполняется 125 лет со дня его рождения. Он родился в1893 году в семье скотовода в Баянаульском районе Павлодарской области. Учился у муллы, который обладал знаниями казахского фолклора и литературы. Султанмахмуд тянулся к знаниям с детства, много читал, интересовался литературой, самостоятельно изучал основы наук, русский язык, он впитывал в себя все знания и навыки, которые преподносила ему жизнь. Будущий поэт всегда стремился к полноценному образованию. Через какое-то время Султанмахмуд Торайгыров и сам начал писать и стихи, и рассказы. В 1912 году поступил в медресе в Троицке, но через год оставил учебу из-за болезни и приехал в родной аул. В 1913 году принял решение обучать детей, и в тоже время, продолжая приумножать свои знания и навыки в литературе. Он отлично понимал как сильно нужны знания простым бедным людям, конечно же пережив все трудности на своем примере. Он планировал открыть в ауле школу для детей бедных пастухов, но его надежды не осуществились, его никто не поддержал в этом. Уже осенью возвращается в город и становится секретарем редакции журнала «Айкап», на страницах которого выступает как поэт, публицист и литературный критик. Благодаря журналу Торайгыров смог познакомить со своим творчеством широкий круг читателей. В тоже время пишет свое стихотворение, в котором выражает полнейшее желание быть поэтом.

Султанмахмуд Торайгыров особое внимание в своих стихотворениях уделял теме родного аула, жизни там, расписывая ее во всех красках, неустанно пропагандирует науку и просвещение, поэт в стихах изображает аульный быт, распад патриархального уклада, разоблачает продажность баев, мулл и волостных управителей. Кроме того, особое место в его душе занимало положение и судьба казахской женщины. Так, в стихотворениях «Во сне я видел жалостное положение», «Стройной красотке», «Любовь к девушке», «Гуляим», «Милая душа моя», а также поэме «Камар Сулу» поэт описывает психологическое и социальное положение женщин тех времен. У С. Торайгырова всегда был живой ум, его интересовала мысль души, причинно-следственные связи и поведения людей, а также философские размышления, которые описаны в философской поэме «Жизнь в заблуждениях», - это произведение считается одним из признанных вершин творчества поэта. В произведении поэт рассуждает о цели и смысле человеческого существования, о возвышенных идеалах и суровой реальности жизни.

После февральской революции в 1917 году Торайгыров приезжает в Семипалатинск. Он охватывачен радостным чувством, так как с приходом советской власти наступает заря свободы от байского порабощения, и каждый народ сможет зажить самостоятельно и создать своё государство. Он становится председателем Шидертинского ревкома и печатает свои произведения в газете «Сары-Арка».

Поэт и философ Султанмахмут Торайгыров умер от болезни в 26 лет в 1920 году, но его вклад за столь малое время неоценим, за эти годы он успел передать наследию казахского народа все лучшее, что мог. В своих стихах описывает освобождении родного народа от духовного и социально-политического гнета. Его произведения печатались и в советское время, самыми почитаемыми народом и важными были: «Что за цель в учении?», «Религия», «Учение», «Слепой монах», «Сарыбас», «Судьба», «Айт», «На кочевку», «Бедность», «Вера в бога», «Рябой ходжа», «Родной язык», «Родному народу», «Я стану человеком». Вот строки одного из них:

Я стану Человеком Я человеком стану, и, если буду жить, Ничтожным и никчемным я не хочу быть. Скорее предпочту я лежать в могиле тесной, Чем на земле просторной невеждой жалким быть! Я не хвалюсь - поймите! Мне нужен яркий свет! Добыть сияние солнца я твёрдый дал обет. Смогу ль помочь я людям, когда звездою тусклой Мелькну и вновь исчезну за гранью этих лет? Как месяц в полнолунье - не трепетный звездой! - Я поднимусь над нашей извечной темнотой. Стремлением горячим охвачен я - и, значит, Я стану человеком и долг исполню свой!

Искренность Султанмахмута Торайгырова в поисках истины, справедливости, путей возвышения казахского народа до сих пор почитаема и уважаема!

В его честь названы улицы в Астане и Алматы и других городах Республики, а также Павлодарский государственный университет и установлен памятник в городе Павлодаре.