По словам главного директора по инновациям "Казахтелекома" Нурлана Мейрманова, в 1995 году внешний трафик в Казахстане был на уровне 10-100 мегабит, передает корреспондент Тengrinews.kz.

Сейчас этот показатель составляет более 2 терабит - прирост в несколько тысяч. "При этом население страны так сильно не увеличивается. Это говорит о том, что люди стали потреблять и перерабатывать огромное количество трафика. Все это повлияло как на образованность и информированность людей, так и на другие вещи. Почти во всех регионах 95 процентов объема потребляемого трафика приходится на HD-формат. То есть люди привыкают к Интернету, а для мобильного сервиса он становится нативным", - объяснил Мейрманов.

Специалисты рассказали, что на данный момент интернет-аудитория Казахстана составляет порядка 10-12 миллионов пользователей. С 2011 года основным трендом стал рост казахоязычной аудитории. С развитием онлайн-потребления ряд телеканалов начали искать дополнительных зрителей в Сети. Среди них - Gakku TV и "Той Думан". Как отметил основатель и руководитель каналов Санжар Мустафин, эти два проекта у него находятся в приоритете. "Мы понимаем, что все средства массовой информации так или иначе оказываются в Сети. И если с нашими радиопроектами Love Radio, "Радио Дача" и Gakku FM мы не можем выходить в Интернет, то телеканалы - наш собственный продукт. Мы понимаем, что нам необходимо идти на шаг впереди классических СМИ. Мы собрали замечательные цифры в Интернете", - поделился он.

Санжар Мустафин подчеркнул, что сейчас казахоязычный контент преобладает в Сети. Согласно рейтингам, первые позиции занимают исключительно казахоязычные каналы и контент на государственном языке. Однако, по его словам, есть большая проблема в отсутствии рекламных бюджетов. "Есть какое-то невосприятие сетевыми рекламными корпорациями казахоязычного контента. Несмотря на то что качество контента растет, деньги появляются в тех местах, где преобладают русскоязычные пользователи. Лет 10 назад все рекламные бюджеты ушли из классических СМИ. Однако по дороге они "заблудились". Они шли в сторону Интернета, но туда дошла только малая часть. Это, наверное, основная беда цифровизации всех наших СМИ. Потому что есть классическое отношение к потреблению рекламы. Огромные бюджеты уходят в классические телеканалы. Мы хотим, чтобы деньги появились в Интернете, но там мы их не видим", - поделился Мустафин.

Эксперты отметили, что Интернет является самой удобной системой доставки контента. Председатель правления "Казахстанского Медиа Альянса" Арманжан Байтасов считает, что цифровизация является естественным путем и сейчас все это понимают. Он добавил, что социальные сети в стране, возможно, стали популярнее традиционных СМИ. "К сожалению, так получилось, что в соцсетях появляется именно тот контент, который интересует аудиторию гораздо больше, чем классические СМИ. В соцсетях более смелые высказывания", - считает Байтасов.

По данным специалистов, с 2013 года уровень просмотров телеканалов в Казахстане упал на 50 процентов. Генеральный директор медиахолдинга Alash Media Group Батыр Казыбаев рассказал, что у него с самого начала было понимание того, что Интернет объединит телевидение, радио и другие виды СМИ. "Я никак не умаляю значимость телевидения, но я за честность и справедливый рынок. При падающем телесмотрении нужно учитывать, куда уходит эта аудитория. А она уходит в Интернет и в социальные сети", - заметил Батыр Казыбаев.

На форуме поделились опытом России, где в начале года прогнозировали, что половина рекламного бюджета к концу 2019-го уйдет в Интернет. Однако эта отметка была преодолена уже к середине года. Как считает Батыр Казыбаев, у Казнета точно такой же потенциал, который нужно развивать: работать с рекламодателями и объяснять им тренды. Он сообщил, что аудитория очень "голодна" на хороший казахоязычный контент. "Наша задача - создавать этот контент. А он создается на деньги, которые могут прийти с рынка. Весь рекламный бюджет в стране составляет порядка 75-80 миллионов долларов. Основная часть уходит на классические площадки, а сколько в Интернет - не понятно. Казахстан отличается странной ситуацией в плане рекламы, потому что она получилась квазимонопольной. У нас существует только одно измерительное агентство, которое по мнению участников рынка не учитывают тренды в информационном и медийном поле Казахстана".

"Топ-20 компаний-гигантов, которые формируют рекламные бюджеты в любой стране, смотрят на данные подобных измерительных компаний. А в нашей стране их предоставляет компания Kantar Media, которая в состоянии мерить только аудиторию ТВ и радио. Таким образом у рекламодателей формируется некорректное представление о реальной  аудитории Казахстана, ее запросах и предпочтениях. Сегодняшняя аудитория в стране кардинально отличается от, например, аудитории пятилетней давности. И Интернет сыграл главную роль в этих изменениях", - заметил Батыр Казыбаев. По словам Санжара Мустафина, миграция в Интернет в стране происходит абсолютно органично. Он отметил, что основной потребитель этой возрастной категории уже давно не пользуется обычным телевизором. "Телевизор стал панелью, на которую выводится медиаконтент с различных цифровых устройств. И мы мигрировали в Интернет, в котором ожидали наличие бюджетов. Несмотря на колоссальное количество просмотров, на уровне монетизации мы имеем ничтожные деньги, которые ни в какую не идут с тем количеством затрат, которые осуществляются. Должны существовать различные рекламные интеграции. Но они начинают блокироваться. И это не дает развиваться медийному контенту в целом", - рассказал Мустафин.